Приветствуем Вас на сайте «Авиационная техника мира». Публикацией «Военно-транспортный самолет Ан-8», мы продолжаем рассказывать о самолетах СССР и России.

Военно-транспортный самолет Ан-8 – история создания

Опыт боевых действий во Вьетнаме, в которых СССР играл не последнюю роль, доказал, что стране необходим самолет, способный брать на борт груз в несколько тонн, осуществлять взлет и посадку с грунтовых взлетных полос и иметь огромную дальность полета. Естественно, закономерным стал факт о том, что 11.12.1953г. совет Министров Советского Союза издал постановление № 2922—1251 на разработку и постройку такого летательного аппарата.

Военно-транспортный самолет Ан-8
Самолет Ан-8

Вам может быть интересно – «Самолет Антонова Ан-2»

Проектные работы по созданию военно-транспортного самолета Ан-8 стартовали в первом месяце 1954г. Для усиления инженерно-проектной группы в КБ Антонова переводят ряд специалистов из других ОКБ. Весной в группу вливается большой коллектив выпускников ХАИ. Как в те времена водилось в СССР, разработки велись в двух версиях – военно-транспортной и пассажирской. Однако, работы по самолету для военных продвигались гораздо быстрее, и вскоре от пассажирского варианта полностью отказались.

К середине лета 1954г. полностью завершен эскизный проект будущего транспортника. Проект предполагал два варианта двигателей – турбовинтовой ТВ-2Т и турбореактивный АЛ-7.

Первый летный прототип военно-транспортного Ан-8 построен на Киевском авиационном заводе к концу 1955г. А в середине февраля 1956г. военно-транспортный самолет Ан-8 впервые отрывается от взлетной полосы, пилотируемый летчиками-испытателями Я. И. Верниковым и В. П. Васиным. В августе этого-же года, Ан-8 принимает участие в авиационном параде в Тушино.

Государственные испытания, прошедшие с начала октября до самого конца осени, выявили плохую устойчивость самолета во время посадки при боковом ветре, а также неустойчивую работу силовой установки на высоте более 6 км.

После доработок, а именно установки на самолет форсированных двигателей АИ-20Д, увеличения почти на метр размаха крыла, установки нового киля и усиления конструкции фюзеляжа, военно-транспортный самолет Ан-8 рекомендован к серийному производству. Которое разворачивается на Ташкентском авиационном заводе в 1957г. И в августе 1958г. первый серийный Ан-8 покидает цеха завода. После благополучного прохождения в 1959г. заводских и государственных испытаний, машину принимают на вооружение в ВТА. За время производства с 1958г. по 1961г., со стапелей завода сошло 152 самолета этого типа в различных модификациях.

Также читайте – «Олег Константинович Антонов – биография»

В ВВС Военно-транспортный самолет Ан-8 начал поступать в 1959г., где его эксплуатация продолжалась до 1970г. За это время больше половины ЛА было списано, остальные дослуживали свой срок уже не в военно-транспортной авиации. А в 1997г., полеты над Россией Ан-8 полностью запрещаются.

По статистике, за годы эксплуатации, крушение потерпело 27 самолетов Ан-8.

Конструкция самолета Ан-8

Ан-8 представляет собой свободнонесущий высокоплан. Каркас и обшивка выполнены из металла.

Конструкция фюзеляжа собрана таким образом, что силовыми элементами его являются каркас и обшивка, взаимодополняя друг друга (полумонокок).

В передней части фюзеляжа располагается герметичная кабина экипажа с частичным бронированием. Сразу за ней – грузовой отсек с люком размером 2950×740 мм. И в самом хвосте, под хвостовым оперением – кабина стрелка.  

Крыло Военно-транспортного самолета Ан-8 — трапецевидное с двумя лонжеронами. Механизация включает в себя закрылки и элероны.

Шасси техстоечное с носовой опорой, убирающейся в фюзеляж. Основные стойки оснащены тележками с четырьмя колесами, оборудованных тормозами, убирающимися в обтекатели.

Силовая установка самолета Ан-8 представлена двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д, развивающими мощность 5 180 л.с. каждый, вращающими четырехлопастные винты АВ-68Д с изменяемым шагом. Винты при остановке двигателя флюгируются.

Военно-транспортный самолет Ан-8
Двигатель Ан-8 АИ-20

Топливная система состоит из левой и правой систем, которые объединены трубопроводами. Топливные баки расположены в крыле между лонжеронами и имеют общую емкость 13080л.

Хвостовое оперение Ан-8 с одним килем, с расположенным на нем форкилем и рулем направления с аэродинамической компенсацией. На стабилизаторе находятся руль высоты оснащенный весовой балансировкой и аэродинамической компенсацией.

Гидравлическая система — в самолете Ан-8 их две – основная и аварийная. Служат для выпуска/уборки шасси и его створок, выпуска/уборки закрылков, открытия/закрытия грузового люка, торможения.

Бортовая электросистема – имеет потребители постоянного тока 28,5в, переменного однофазного – 115в и переменного трехфазного – 36в. Обеспечивается генераторами, расположенными на двигателях и аккумуляторами. Снабжает электроэнергией авиационное и радиооборудование, агрегаты ТС, обеспечивает запуск двигателей.

Противообледенительное оборудование – имеет в своем составе три системы: 1. Воздушно-тепловая – обогревает воздухозаборники и передние кромки крыла. 2. Электротепловая – обогревает передние кромки стабилизатора и киля, фонарь кабины пилотов и ПВД. 3. Жидкостная – предохраняет от обледенения лопасти воздушных винтов.

Военно-транспортный самолет Ан-8 – характеристики

Модификации Ан-8

Военно-транспортный самолет Ан-8