Приветствуем Вас на сайте «Авиационная техника мира». В прошлой публикации мы рассказывали про пассажирский самолет ОКБ Антонова Ан-10. Продолжая тему, предлагаем Вашему вниманию «брата-близнеца» Ан-10 в «погонах» — выдающийся военно-транспортный самолет Ан-12. Эта машина, имеющая незаурядные способности и характеристики, принесла мировую известность не только О. К. Антонову, но и всей авиационной промышленности СССР. Военно-транспортный самолет Ан-12 стал визитной карточкой Советского авиапрома. Он участвовал во всех значимых событиях прошлого века и не только в СССР. Построенный в 60-х годах ХХ в, он до сих пор остается в строю и продолжает службу в рядах ВВС России.

История создания

Военно-транспортный самолет Ан-12
Самолет Ан-12

История создания военно-транспортного самолета Ан-12 тесно связана с его «братом-близнецом» пассажирским авиалайнером Ан-10. Именно военный транспортник Ан-12 определял облик будущего пассажирского самолета. Дело в том, что в СССР основной упор в экономике делался на ВПК, а уже потом на гражданские нужды. Такие были реалии в Советском Союзе.

Также читайте – «Военно-транспортный самолет Ан-8»

Итак, после посещения ОКБ-153 Генеральным Секретарем Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза Н. С. Хрущевым, 30.11.1955г. выходит постановление Совета Министров СССР за номером 1956-1055, а 09.12.1955г Министерство Авиационной Промышленности издает приказ № 766, в котором предписывалось ОКБ Антонова разработать четырехдвигательный самолет двойного назначения с присвоением ему обозначения «Изделие У».

В январе 1955г. АНТК Антонова начинает проектирование военно-транспортного самолета Ан-12, ведущим конструктором назначается В. Н. Гельприн. Меньше года понадобилось коллективу инженеров-конструкторов под руководством Гельприна на завершение проекта. И уже 16 декабря 1957г. экипаж под командованием Героя Советского Союза Я. И. Берникова впервые поднимает транспортник с бортовым номером 7900101 под литерой «Т» в воздух. Первый полет Ан-12 продлился всего 9 минут. Сразу после взлета и набора высоты 880м, появилась вибрация в носовой части. Командир принял решение садиться. Как выяснилось позже, виновником вибрации стала не закрывшаяся сворка передней стойки шасси и опасности для продолжения полета не представляла.

После успешного прохождения заводских и государственных испытаний, военно-транспортный самолет Ан-12 запускают в серийное производство, на Воронежском (1960 – 1965гг), Иркутском (1957 – 1962гг.) и Ташкентском (1962 – 1972гг.) авиазаводах, которое стартовало в 1957г. и завершилось в 1973г. Всего за это время со стапелей заводов сошло 1248 машин в различных модификациях. Стоит отметить, что Ан-12 с 1981г. и до сих пор производится по лицензии в КНР под обозначениями Shaanxi Y-8 и Shaanxi Y-9.

Военно-транспортный самолет Ан-12 – применение

Во время эксплуатации военно-транспортный самолет Ан-12 многократно использовался в военных конфликтах, при стихийных бедствиях, для грузовых и пассажирских авиаперевозок, для поиска вернувшихся на землю космонавтов, для обнаружения самолетов потерпевших крушение. Активно применялся при десантировании личного состава и боевой техники. Ан-12 оказал огромное влияние на становление и развитие Воздушно-десантных войск. В ВТА Антонов-12 стал первым серийным самолетом способным осуществлять десантирование как больших групп, так и боевой техники. В его грузовой отсек могло поместиться шестьдесят парашютистов или 2 БМД-1.

Вас может заинтересовать – «Ан-2 Кукурузник»

На базе военно-транспортного самолета Ан-12 созданы летающие лаборатории для испытаний авиадвигателей, систем мягкой посадки спускаемых аппаратов, воздушных и радиотехнических средств разведки, разрабатываемых катапультных кресел, передовых приемов обнаружения субмарин.

Боевое применение

За время своего существования военно-транспортный самолет Ан-12 активно использовался во многих вооруженных конфликтах и столкновениях.

В 1968г. на Ан-12 и Ан-22 в рамках операции «Дунай» в Чехословакию переброшено 5000 бойцов.

Во время пребывания ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (1979 – 1989гг.) «Двенадцатые» осуществляли их снабжение. И именно Ан-12, увозивший из Афганистана «Груз-200» прозвали «Черный тюльпан».

С наилучшей стороны Советские транспортники показали себя в Индо-пакистанской войне (1971г.). Там, кроме своего прямого назначения, они применялись как бомбардировщики, беря на борт до 16 000 кг. бомбовой нагрузки и успешно бомбя приграничные склады.

С 1960гг., военно-транспортные самолеты Ан-12 широко использовались в войнах на Африканском континенте. А именно, в Конго (1964г.), Йемен (1962 – 1967гг.), Нигерии (1967г.), Эфиопии (1977г.), Ираке (1991г.), Анголе (1985г.). И, конечно же, «Двенадцатые» активно применялись для переброски личного состава и вооружения во время Чеченской войны (1994 – 1996гг.).

Военно-транспортный самолет Ан-12 — катастрофы

Военно-транспортный самолет Ан-12

Военно-транспортный самолет Ан-12 стал поистине легендарной машиной. Не требовательный к качеству ВПП, простой в пилотировании и эксплуатации, он быстро завоевал признание во многих странах мира. Однако, история этого самолета не раз омрачалась авариями и катастрофами. По состоянию на середину осени 2020г., безвозвратно потеряно 243 машины, которые унесли с собой 1924 человеческие жизни.

Конструкция

По конструкции Военно-транспортный самолет Ан-12 практически идентичен своему пассажирскому брату-близнецу Ан-10. Единственное, что их отличает, это фюзеляж (средняя, хвостовая и комовая его части).

Фюзеляж – конструктивно состоит из 4-х отсеков – переднего, среднего, хвостового и кабины стрелка.

Первый отсек герметичный, включает в себя частично бронированную кабину экипажа и отделение для сопровождающих груз.

Следующий (средний) — не герметичен и представляет собой грузовую камеру. В нижней части под полом располагаются ниши основных стоек шасси и отделения для багажа.

Грузовой отсек Ан-12

В хвостовом – находится грузовой люк с тремя створками, открывающимися вовнутрь. Последний (кормовой) – герметичный и представляет собой частично бронированную кормовую башню ДБ-65У с двумя пушками АМ-23 калибром 23мм, БК по 350 снарядов на одну пушку.

Военно-транспортный самолет Ан-12
Вооружение Ан-12

Летно-технические характеристики

Военно-транспортный самолет Ан-12 — модификации