Приветствуем Вас на сайте «Авиационная техника мира». В прошлой публикации мы рассказывали о первом серийном вертолете Советского Союза – Ми-1. Продолжая цикл статей о винтокрылых машинах, предлагаем Вашему вниманию вертолет Ми-4 СССР.

Вертолет Ми-4

История создания

Во время войны в Корее американцы активно применяли вертолеты для доставки личного состава к месту проведения боевых действий и снабжения подразделений. А также для эвакуации и вывозу с поля боя раненых. В частности, для этих целей были задействованы многоцелевые вертолеты Sikorsky H-19, которые неплохо проявили себя в боевой остановке.

Также читайте – «Первый серийный вертолет СССР Ми-1»

Олег Константинович Миль понимал, что вооруженным силам СССР необходим подобный вертолет и в начале осени 1951г. начинает разработку первого в Союзе военно-транспортного вертолета, получившего обозначение ВД-12.

На тот момент, отечественная промышленность производила только один вариант вертолетных двигателей – АИ-26, мощностью 580 л.с., которых очевидно не хватало для тяжелого ВД-12. Поэтому, было принято решение доработать серийный поршневой звездообразный авиационный двигатель АШ-82, развивающий мощность 1530 л.с, для использования его на вертолетах.

Коллектив ОКБ Миля в кратчайшие сроки завершает проектирование и постройку опытного экземпляра. И уже в апреле 1952г. он совершает первые испытательные подлеты на привязи. А 03 июля 1952 года летчик-испытатель Всеволод Владимирович Винницкий впервые поднимает Ми-4 в воздух.

Стоит отметить, что серийный выпуск вертолетов Ми-4 стартовал еще до окончания гос. испытаний в конце 1952г на САЗ (Саратовском авиазаводе). А с 1953г. вертолет начинают собирать на Казанском Вертолетном заводе. С 1963 по 1979г. «четверку» производят по лицензии в Китае под индексом Z-5.

Всего за время серийного выпуска из сборочных цехов заводов вышло более 3900 вертолетов Ми-4 в различных модификациях, включая произведенные в КНР Z-5.

Вертолет Ми-4 – эксплуатация

Четверка имела схожую компоновку с американским S-55, однако, почти вдвое превосходила его по грузоподъемности. Могла брать на борт двенадцать десантников в полной экипировке или более 1,5т. груза.

Вам может быть интересно – «Военный транспортник Ан-12»

В 50-х – 70-х годах 20-го века Ми-4 являлся основным военно-транспортным вертолетом стран Социалистического лагеря, пока на смену ему не пришел более современный Ми-8.

С 1953г. вертолеты Ми-4 стали поступать в ВВС СССР. Это был первый серийный вертолет, имеющий в оснащении встроенное вооружение. Стрелковый комплекс НУВ-1 располагался под фюзеляжем и представлял собой крупнокалиберный пулемет ТКБ-481М, установленный в специальной гондоле.

Немного спустя Ми-4 начали поступать и в ГВФ СССР, где совершали пассажирские, грузовые и почтовые перевозки. Использовались как пожарные и санитарные вертолеты на всей территории Советского Союза, включая Арктику и Антарктику. На строительстве БАМа Ми-4 использовался как летающий кран.

В 1955г. пара вертолетов Ми-4 совершили перелет на расстояние более 5 тысяч километров по маршруту Москва – полярная станция «Северный полюс-5». Эти винтокрылые машины в период с 1956г. по 1965г. установили восемь мировых рекордов по грузоподъемности и высоте. Вертолет Ми-4 экспортировался в тридцать стран мира. Он стал визитной карточкой вооруженных сил СССР в 60-х – 70-х гг. прошлого века. И трудился до конца 80-х. Официально выведен из эксплуатации после авиакатастрофы 02.02.1980г. в Читинской области решением комиссии по расследованию летного происшествия.

Конструкция

Вертолет Ми-4 построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом, расположенным на конце хвостовой балки.

Вертолет Ми-4

Фюзеляж — выполнен по принципу полумонокок и имеет схожую с американским Sikorsky S-55 компоновку — кабина пилотов располагается над грузовым отсеком.

Шасси — с четырьмя точками опоры, неубирающиеся с амортизаторами. Основные стойки представляют собой ферменную конструкцию, две передние – самоориентирующиеся.

Основной ротор — четырехлопастный диаметром 21м. Лопасти цельнометаллические с лонжероном из алюминиевого сплава и сотовым наполнителем. Крепление лопастей шарнирное демпфируемое.

Рулевой винт — трехлопастный диаметром 3,6м с трапециевидными лопастями, выполненными из дерева.

Силовая установка — включает 14-цилиндровый поршневой авиационный двигатель звездообразной формы АШ-82В, установленный в верхней передней части фюзеляжа.

Топливная система — представлена одним мягким топливным баком вместимостью 1000л., размещенным в контейнере в центре над грузовой кабиной. Для дальних перелетов в отсеке для грузов монтировался дополнительный бак емкостью 275л.

Маслосистема — состоит из масляного бака, вместимостью 65л. И масляного радиатора, соединенных маслопроводами. Охлаждение производится воздухом, поступающим от вентилятора авиадвигателя.

Трансмиссия — включает в себя главный редуктор, муфту свободного хода и снабжена собственной маслосистемой. Также имеет в наличии промежуточный редуктор, редуктор хвостового винта и тормоз основного ротора.

Управление – бустерная (с гидроусилителями). Органы управления в кабине пилотов сдвоенные. Авиационное оборудование – передовое авиационное оборудование вертолета Ми-4 позволяло пилотировать его в ночное время и в сложных метеорологических условиях.

Вертолет Ми-4 — тактико-технические характеристики

Вертолет Ми-4

Модификации