Приветствуем Вас на сайте «Авиационная техника мира». Представляем Вашему вниманию Первый Советский серийный вертолет Ми-1. До этого в СССР уже был опыт постройки винтокрылых машин, но массовый выпуск начался именно с него.

Вертолет Ми-1

История создания

К проектированию трехместного вертолета ЭГ-1 (экспериментальный геликоптер) Михаил Леонтьевич Миль приступил после окончания Великой Отечественной Войны. 9 апреля 1946г. комиссия Министерства Авиационной Промышленности дает «зеленый свет» проекту, с учетом внесения ряда поправок, обусловленных возможностями авиационной промышленности СССР.

Также читайте«Военно-транспортный самолет Ан-12»

Несмотря на то, что Миль до войны занимался разработкой автожиров, многое пришлось делать с нуля. Для отработки и изучения характеристик лопастей несущего винта и отдельных элементов автомата перекоса требовался специальный испытательный стенд. Также создается отдельная лаборатория по геликоптерному строению при ЦАГИ.

Первоначально, разрабатываемый вертолет Ми-1 имел обозначение ГМ-1 (Геликоптер Миля-1) и разрабатывался как машина связи классической схемы с одним основным и рулевым роторами. При проектировании инженеры-конструкторы ОКБ №4 хотели создать вертолет оригинальной конструкции и старались как можно меньше заимствовать идеи у зарубежных вертолетостроителей. И это у них не плохо получалось. Так «родилась» абсолютно непохожая на иностранные аналоги втулка несущего винта, которая была проще в производстве и значительно повысила управляемость.

Вновь образовавшееся ОКБ пока еще не имело собственного производства, поэтому первые три машины ГМ-1 собирались на Киевском авиазаводе. 20 сентября 1948г. подготовлен первый опытный экземпляр ГМ-1 и произведены три подлета под управлением летчика испытателя Байкалова М. К. А уже через 10 дней вертолет гонял со скоростью до ста километров в час. И это был не предел, при последующих полетах машина разогналась до 170км/ч. На испытаниях геликоптер показал неплохие летные характеристики, оказался устойчивым и имел неплохую маневренность.

Вас может заинтересовать – «Пассажирский самолет Ан-10»

Государственные испытания стартовали 10 сентября 1949г., которые продлились до середины ноября. В целом ГИ прошли успешно, за исключением некоторых отдельных моментов. Так, во время их прохождения имели место неизвестные до той поры явления – флаттер и земной резонанс. Несмотря на это, причины быстро выявлялись и предпринимались необходимые меры. Работы по доведению винтокрылой машины привели к образованию В КБ №4 научной школы выяснения проблем прочности, аэродинамики и динамики полета вертолета.

Вертолет Ми-1
Кабина вертолета Ми-1

Вертолет Ми-1 – производство

У военного и гражданского руководства Советского Союза новый вид авиационной техники вызвал недоверие, поэтому с внедрением в массовое производство не торопились. Совет Министров в 1950г. выпустил постановление о постройке всего 15 опытных Ми-1. И лишь демонстрация вертолета Сталину и данные об успешном применении американцами винтокрылой авиации в Корее, переломили ситуацию. В 1952г. разворачивается серийный выпуск вертолетов Ми-1 на Авиазаводе №387 в Казани, где до 1953г. из ворот сборочных цехов вышло 30 экземпляров. С 1954г. Ми-1 начинает производить авиазавод №47 в Оренбурге, где до 1958г. построено 597 шт. С 1956г. Ми-1 выпускается на заводе № 168 в Ростове-на-Дону, там до 1960г. со стапелей сошло 370 единиц. Всего за время массового производства выпущено более 2500 вертолетов этого типа в различных модификациях.  После подписания в 1954г. международного соглашения, Ми-1 строятся в Польше, где было построено 1683 шт.

Эксплуатация

Первые предсерийные вертолеты Ми-1 в начале 1951г. направлялись в учебную эскадрилью, основанную в Серпухове. После чего, новые «вертушки» начали поставлять большими партиями в авиаподрпзделения связи сухопутных войск, а немного спустя, и в ВВС.

В 1954г. Ми-1 принимают в эксплуатацию в ГВФ, и уже через несколько лет вертолет применяется на всей обширной территории Советского Союза. Справедливости ради стоит сказать, что начало эксплуатации Ми-1 совпало с вводом в строй вертолета Ми-4.

В народном хозяйстве СССР «единички» энергично использовались как почтовые и для перевозки небольших грузов и авиапассажиров. Массово использовался в Государственной Автоинспекции, ДОСААФ.

Это интересно – «Военный транспортник Ан-8»

В 50-х военно-морские силы пытались применять Ми-1 как протволодочный вертолет, с установкой на него поискового оборудования и глубинных бомб. Но двигателю АИ-16В не под силу было нести столь тяжелую ношу и от идеи отказались. Попытки вооружить вертолет на этом не закончились. На вертолет Ми-1МУ по бокам установили кассеты с реактивными снарядами. Чуть позже оснастили пулеметами и бомбами. А также, впервые в стране установили на вертолет противотанковый ракетный комплекс «Фаланга». Однако, из-за отсутствия у армии концепции применения таких комплексов до серийного выпуска дело не дошло.   

«Заяц», так его окрестило НАТО, активно использовался и за рубежом. Он участвовал во многих вооруженных конфликтах. В частности в Египте, Сирии, Йемене, Ираке, на Кубе.

При взлетном весе всего 2,5т., вертолет Ми-1 оснащался поршневым двигателем АИ-26 мощностью 580л.с. Имея такую высокую тяговооруженность, винтокрыл легко набирал высоту, что позволяло ему буквально перескакивать через препятствия.

В период с 1958 по 1968г., Ми-1 устанавливает двадцать семь мировых рекордов скорости, высоты и дальности полета.

Именно вертолет Ми-1 стал «первой ласточкой» отечественного вертолетостроения и родоначальником огромной династии легендарных Милевских винтокрылых машин. И это именно он проложил дорогу в небо Советским вертолетам. Но прогресс не стоит на месте, с появлением новейших Ми-2 и Ка-26, «зайчика» стали планомерно списывать и полностью вывели из эксплуатации в 1983г.

Первый Советский серийный вертолет Ми-1 – конструкция

Конструктивно вертолет Ми-1 выполнен по классической схеме, с одним несущим и рулевым винтом.

Фюзеляж —  полумонокок, с немного «задранной» вверх хвостовой балкой.

Шасси – трехстоечное неубирающееся.

Главный ротор – включает классический автомат перекоса с тремя лопастями на шарнирных демпфируемых креплениях.

Хвостовой ротор – трехлопастной, с изменяемым шагом.

Силовая установка – состоит из поршневого звездообразного двигателя АИ-26В с угловым редуктором. Запуск производится при помощи сжатого воздуха, закачиваемого в баллоны.

Трансмиссия – включает в себя главный редуктор, сцепление, тормоз, промежуточный редуктор и редуктор хвостового винта.Управление – механическое с жесткой и гибкой проводкой для изменения общего и циклического шага несущего винта, а также шага рулевого ротора.

Тактико-технические характеристики

Вертолет Ми-1

Первый Советский серийный вертолет Ми-1- модификации