Приветствуем Вас на сайте «Авиационная техника мира». Про самолет Антонова Ан-2 на страницах интернета написано тысячи, сотни тысяч статей. Однако, мы решили рассказать Вам про этот удивительный самолет еще раз. Рассказать не только о его создании и тактико-технических характеристиках, но и о некоторых поразительных свойствах этого биплана. Итак, поехали…

История создания самолета Ан-2

История создания самолета Ан-2 началась еще до Великой Отечественной Войны. В 1940г. тридцати четырехлетний авиаконструктор, Олег Константинович Антонов выступил с предложением создания легкого одномоторного самолета для сельскохозяйственной авиации. По замыслу, новая машина имела бипланную схему и могла взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы. Имела двойное назначение (военное и гражданское). За основу был взят опытный летательный аппарат ЛИГ-10. Но военным проект не понравился из-за невысокой скорости биплана и его не приняли.

Несмотря на неудачу, Антонов берется за усовершенствование своего первенца. Но война и руководство СССР заставляют его переключиться на разработку и постройку планеров для снабжения партизанских отрядов.

И все же, в 1944г., конструктор представляет грузовой летательный аппарат «Везделет», имеющий туже бипланную схему. Проект отправляется на экспертизу в научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота. В то же время Антонов делится своими разработками с А. С. Яковлевым, своим шефом. Яковлев не приветствует разработки своего подчиненного, а вскоре приходит и отказ от НИИ ГВФ СССР.

В 1945г. Олегу Константиновичу предлагают пост руководителя филиала КБ в Новосибирске. Там он с новыми силами приступает к усовершенствованию проекта. Наконец, упорство и многодневный труд дают свои плоды, проект получает одобрение ставшим к тому времени заместителем наркома авиационной промышленности СССР А. С. Яковлевым. Это одобрение дает начало жизни знаменитому самолету, получившему позже обозначение – Ан-2.

Самолет Антонова Ан-2
Самолет Ан-2

Для продолжения проектных работ по СХ-1, такое обозначение получил ЛА, 31 мая 1946г., в Новосибирске создается опытно-конструкторское бюро под номером 153. Главным конструктором назначается О. К. Антонов. И к началу 1947г. строится макет СХ-1.  А уже к лету этого же года подготовлен первый опытный экземпляр, который 31 августа 1947г. впервые отрывается от взлетной полосы под управлением летчика испытателя Володина. По окончании двухмесячных заводских испытаний, самолет отправляется на гос. испытания, по завершению которых (исход лета 1948г.), он получает обозначение, к которому мы все привыкли – Ан-2 и принимает участие на авиационном параде в Тушино.

Серийное производство Ан-2 развернулось на Киевском авиазаводе №473 в 1949г. и продолжалось до 1992г. Также самолет производился на заводе в Долгопрудном (1966 – 1971гг.), в КНР (с 1957г по настоящее время) и в Польше (с 1960г. по 2002г.). Всего со стапелей заводов сошло более 18 000 самолетов этого типа.

Самолет Антонова Ан-2 оказался настолько удачным, что он имеет огромное количество модификаций и неоднократно подвергался модернизации. О них мы расскажем ниже.

Самолет Антонова Ан-2 – конструкция

Самолет Антонова Ан-2 обладает металлической конструкцией фюзеляжа, каркаса крыльев и хвостового оперения. Несущие и рулевые плоскости обтянуты перкалью. Фюзеляж имеет рабочую дюралевую обшивку, закрепленную на каркасе при помощи заклепок. В его передней части расположена 2-х местная кабина пилотов, со сдвоенными органами управления и плексигласовым остеклением.

Кабина самолета Ан-2

Кресла пилотов расположены вряд. В центре, вплотную к приборной доске, находятся органы управления двигателем. Управление рулевыми плоскостями производится посредством тросов и тяг.

Грузовой отсек оснащен складными креслами, расположенными по его бортам и рассчитан на двенадцать человек. Сразу за ним находится санузел. Отопление производится посредством теплого воздуха, нагретого двигателем. Между кабиной и отсекам расположена перегородка с дверью.

На самолете Ан-2 реализована бипланная расчалочная схема крыла. Верхнее и нижнее крыло соединены между собой стойкой. Для предания конструкции жесткости, крылья усилены расчалками. На верхних плоскостях установлены закрылки, предкрылки и элероны (левый оборудован триммером с электроприводом). На нижних располагаются только закрылки.

Самолет Антонова Ан-2
Крыло самолета Ан-2

Шасси у Кукурузника Антонова трехточечное с хвостовым рулевым колесом, не убираемое с пневматическими амортизаторами на основных стойках. Тормоза воздушные, управляемые рычагом, находящимся на штурвале. Сжатым воздухом их обеспечивает компрессор, расположенный на двигателе, при необходимости, его запас можно пополнить при помощи специальной машины, называемой техниками «Воздушка».

Силовая установка Ан-2 представлена девятицилиндровым звездообразным карбюраторным поршневым двигателем воздушного охлаждения АШ-62ИР, развивающим мощность одна тысяча л.с. и вращающийся со скоростью 2200 об/мин. Запуск осуществляется инерционным стартером с ручным и электроприводом. Использует бензин Б-91/115.

В систему смазки мотора входит масляный бак, объемом 125л и масляный радиатор объединенные между собой маслопроводами. Для плавного регулирования силы охлаждения масла в воздухозаборнике установлены створки с электроприводом.

Двигательный отсек оборудован автоматической системой пожаротушения, которая активируется биметаллическим датчиком, реагирующим на повышение температуры.

Винт у самолета Антонова Ан-2 четырехлопастной с автоматическим изменяемым шагом изготовлен из метала.

Топливные баки, общим объемом 1200л., находятся в верхнем крыле. Всего их шесть – по три в каждой консоли. Баки объединены в одну общую систему. Бортовая электросеть самолета Ан-2 питается от электрогенератора, выдающего напряжение 28,5в, с приводом от двигателя. Также на Кукурузнике установлен аккумулятор напряжением 24в.

Тактико-технические характеристики.

Самолет Антонова Ан-2 — модификации

Россия и Украина

Самолет Антонова Ан-2

Польша

Китай

Самолет Антонова Ан-2

Самолет Антонова Ан-2. Модернизация

За долгие годы эксплуатации самолет Антонова не один раз подвергался Модернизации. В результате свет увидел:

Ан-3 – В 1971г. спроектирован самолет, основой которому послужил Ан-2. Новую машину оснастили турбовинтовым двигателем ТВ2-117С, увеличили размах крыла, заменили шасси, снабдив его носовой стойкой. Но, дело дальше проекта не пошло.

Ан-4 – Разработка гидросамолета с поплавковыми шасси стартовала в 1950г. В конце июля 1951г. машина впервые поднимается в небо. После успешного прохождения государственных испытаний, Ан-4 рекомендуют к серийному производству, которое продолжалось до 1983г.

Ан-6 – Совершил первый вылет 21 марта 1948г. Представлял собой самолет-зондировщик атмосферы на больших высотах – 6 – 8 км.

Более подробно о модификациях самолета Антонова Ан-2 мы расскажем в следующих публикациях.