Приветствуем Вас на сайте «Авиационная техника мира». Продолжая цикл публикаций «Самолеты КБ антонова», представляем Вашему вниманию среднемагистральный пассажирский самолет Ан-10 — СССР.

История создания

Пассажирский самолет Ан-10

Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев, много ездил по стране, посещая фабрики и заводы. Встречался с трудовыми коллективами и вникал в их чаянья и нужды. И, летом 1955г., в одну из поездок в Киев, он наносит визит в ОКБ Антонова, где у него вызывает интерес полноразмерный макет самолета с обозначением литерой «Н». Антонов пояснил, что зарубежные аналоги оснащаются четырьмя двигателями, тем самым обеспечивая наибольшую безопасность пассажирских авиаперевозок. Хрущев, не раздумывая дает указание на разработку нового четырехдвигательного пассажирского самолета. А когда он узнал о возможности производства на базе прототипа «Н» двух машин – пассажирского и военно-транспортного, с небольшим отличием (главным образом хвостовой части) и, при необходимости, быстрого переоборудования гражданского варианта в военный – Хрущев уже не смог остаться равнодушным.

Также читайте – «Самолет Антонова Ан-2 «Кукурузник».  

И через несколько месяцев, 30 ноября 1955г., выходит постановление правительства Советского Союза о создании универсального пассажирского самолета, призванного осуществлять авиаперевозки на маршрутах протяженностью от пятисот до двух тысяч километров. Техническим заданием определялось оснащение нового лайнера четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-4 или ТВ-20.

Работы по проектированию стартуют в конце 1955г. Разработкой занимается ОКБ-153 под непосредственным руководством О. К. Антонова. Основные параметры пассажирского самолета Ан-10, такие как поперечное сечение фюзеляжа, форма и площадь крыла и хвостового оперения, конфигурация шасси принимались как для военно-транспортного самолета. К маю следующего года готов эскизный проект, а уже в октябре утверждают макет будущего пассажирского самолета Ан-10. 7 марта 1957г., опытный экземпляр Ан-10 под названием «Украина» выходит из ворот сборочного цеха Киевского авиазавода и впервые поднимается в воздух с взлетной полосы аэродрома Святошино. Лайнер «ставит на крыло» экипаж под командованием Я. И. Верникова. Садится «Украина» на армейский аэродром в Борисполе. Летом 1957г. пассажирский самолет Ан-10 показывают руководству СССР в аэропорту Внуково.

Пассажирский самолет Ан-10 — производство

Крупносерийное производство разворачивают на авиационном заводе № 64 в Воронеже. И к исходу 1957г. со стапелей авиазавода сходит первый серийный Антонов-10. С 1957г. по 1960г. выпускают 108 летательных аппаратов. Всего же построено 112 самолетов Ан-10.

Вас может заинтересовать – «Военно-транспортный самолет Ан-8»

С конца осени 1958г. проводятся рабочие испытания первой партии серийных экземпляров в Украинском гражданском воздушном флоте, где пассажирские самолеты Ан-10 перевозили грузы и почту. После прохождения государственных испытаний, окончившихся в середине лета 1959г., Ан-10 получает допуск на перевозку пассажиров. Во время прохождения ГИ, 27 мая 1959г. Ан-10 совершает показательный перелет по маршруту Киев – Москва – Тбилиси – Адлер – Харьков – Киев.

Эксплуатация

С 22 июля 1959г. самолет Ан-10 начинает пассажирские перевозки Москва – Симферополь. По статистике «Десятка» числилась одной из самых рентабельных машин в СССР, опередив флагман того времени Ту-104.

Неизбалованные пассажиры конца 50-х и начала 60-х высоко оценили лайнер и были приятно удивлены комфортабельностью салонов и качеством обслуживания. Не скупились на оценки и летные экипажи, которым нравилось лететь на престижных, в те годы, четырехмоторных Ан-10. Благодаря конструкции шасси, Антоновы-10 были неприхотливы к взлетно-посадочным полосам и могли взлетать и садиться на грунтовые ВПП. Объемы авиаперевозок быстро росли.

Пассажирский самолет Ан-10 — катастрофы

Пассажирский самолет Ан-10

То, что случилось 16 ноября 1959г. стало началом конца пассажирского самолета Ан-10. В этот день во Львовском аэропорту, при заходе на посадку потерпел катастрофу лайнер с бортовым номером СССР-11167. При снижении в плотных облаках, самолет внезапно перешел в пикирование и упал. Все члены экипажа и пассажиры, находившиеся на борту, погибли. Созданная для расследования летного происшествия комиссия, так и не смогла определить причины трагедии. Стоить отметить, что в то время самолеты Советского Союза еще не оборудовались «черными ящиками».

К несчастью, катастрофа 16 ноября оказалась не последней. Через несколько месяцев, 26.02.1960г., в том же аэропорту и при схожих погодных условиях разбивается очередной Ан-10 с бортовым номером СССР-11180. Как и в первом случае, докопаться до истинных причин аварии комиссии не удалось. Полеты Антоновых-10 временно прекратили.

Специалисты высказывали много догадок об источнике неисправности, в том числе и об отказе управления. Однако ни одна из версий не подтвердилась.

Ключом к разгадке стал лед, обнаруженный на стабилизаторе разбившегося второго самолета. При последующих испытаниях догадка подтвердилась. Виновником катастроф пассажирских самолетов Ан-10 стало банальное обледенение носка стабилизатора. Что при выпущенных закрылках и «дачи» руля от себя, приводило к резкому пикированию.

В срочном порядке стабилизаторы Ан-10 оборудуют мощной электрической антиобледенительной системой. Однако, доверие к самолету было сильно подорвано. Люди просто боялись летать на «Десятках».

К сожалению, катастрофы самолетов Ан-10 на этом не закончились. Всего в летных происшествиях потеряно 14 пассажирских Ан-10 и погибло 373 человека. Выведен из эксплуатации в 1973г. После чего, отдельные экземпляры долго служили в качестве детских кинотеатров.

Конструкция и основные системы

По конструкции пассажирский самолет Ан-10 четырехмоторный свободнонесущий высокоплан. Хвостовое оперение однокилевое, шасси убирающееся.

Фюзеляж – полумонокок круглого сечения. Состоит из 4-х частей. Первые три соединены болтами, четвертый (хвостовой) – при помощи дюралевых лент и заклепок. От носа до шпангоута № 60 – герметичен. Пассажирский салон состоит из 3-х частей – переднего, среднего и заднего салонов.

Крыло – кессонное с двумя лонжеронами. Технологически состоит из 5-ти частей – центроплана, двух средних и двух консольных. На консольных частях расположены элероны с весовой балансировкой. На средних – выдвижные закрылки с углами отклонения 25гр. (взлет) и 33гр. (посадка).

Хвостовое оперение – свободнонесущее, включает в себя стабилизатор с рулем высоты, киль с рулем направления и подфюзеляжный гребень. На всех рулевых плоскостях выполнена аэродинамическая и весовая компенсация.

Шасси – шасси самолета Ан-10 имеет четыре опоры и состоит из передней и основных стоек, а также хвостовой (предохранительной) опоры. На передней стойке расположены два сблокированных колеса. Основные — оборудованы четырехколесными тележками.

Силовая установка – представлена четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 по 4000л.с. каждый, которые вращают четырехлопастные воздушные винты АВ68-И. Каждый двигатель оборудован собственной маслосистемой, с масляным баком 58л, обеспечивающей смазку и охлаждение. Охлаждение происходит в регулируемых маслорадиаторах, расположенных под гондолами.

Топливная система – топливная система самолета Ан-10 имеет общую емкость 14270л. и включает в себя двадцать два бака, расположенных в крыле между лонжеронами.Гидравлическая система – входит в систему управления и состоит из 2-х независимых подсистем – правой и левой, каждая из которых имеет два насоса, установленных на двигателях.

Пассажирский самолет Ан-10 – летно-технические характеристики

Модификации

Пассажирский самолет Ан-10