Антонов Олег Константинович – выдающийся Советский авиаконструктор, с 1946 по 1984гг. Генеральный конструктор и руководитель ОКБ 153, впоследствии переименованное в ОКБ Антонова. Лауреат Ленинской и Сталинской премий, академик Академии Наук Советского Союза, профессор, доктор технических наук.

Антонов Олег Константинович

Олег Константинович родился 25 января 1906г. в Московской губернии в деревне Троица. Его отец Константин Константинович Антонов инженер-строитель был человеком активным и неутомимым. Увлекался фехтованием, конным спортом и альпинизмом. Мать – Бикорюкина анна Ефимовна, душевная и очаровательная женщина.

Любовь к авиации пришла к маленькому Олегу с рассказами его двоюродного брата Владислава. Мальчик с заворожением слушал и ловил каждое слово брата. Позднее Олег Константинович писал «Рассказы произвели на меня огромное впечатление. Прошло шестьдесят четыре года, а я и поныне помню те вечера. Тогда я и решил, что буду летать».

В 1915г. девятилетний Олег Антонов поступает учиться в Саратовское реальное училище. Однако, особыми успехами в учебе он не отличался. В этом же году он потерял мать. Она работала медицинской сестрой в военном госпитале и получив инфекцию через царапину на руке во время перевязки раненых, умерла от заражения крови.

Когда Антонову исполнилось 13 лет, он вместе со сверстниками организовал «Клуб любителей авиации», где мальчишки сами издавали журнал. Главным редактором, которого, конечно же, стал Олег Антонов. Получив свидетельство об окончании школы, мальчик решил поступать в летную школу, но так как выглядел он, мягко говоря, ребенком – его не приняли.

Не отчаявшись, будущий авиаконструктор Антонов, вместе с мальчишками из клуба любителей авиации, принялся за разработку и постройку собственного планера. Ребят заметили и приняли в созданное при Саратовском исполкоме Общество друзей воздушного флота. Ребятам выделили помещение и предоставили материалы. Спустя немного времени на свет родился первый планер Антонова – Ока-1 «Голубь».

Первый планер О. К. Антонова Ока-1 «Голубь»

В 1925г. Олег Константинович Антонов поступает в политехнический институт в г. Ленинграде. Параллельно с учебой он продолжает проектировать планеры и летать, занимаясь в планерной станции. По окончании института молодой конструктор получает назначение на планерный заводик в г. Москве в качестве главного конструктора. На дворе стоял 1933г. Упорно работая, Антонов создает планеры Ока-2 и Ока-3, Стандарт-1 и Стандарт-2. Разработанный им планер «Город Ленина», получает высокие оценки на слете в Коктебеле. Но, в 1936г. после смены руководства в Осоавиахиме, Антонова снимают с должности, а планерный закрывают.

Антонов Олег Константинович
Планер «Город Ленина»

Наконец, в 1938г. Олег Константинович получает должность ведущего инженера в КБ своего давнего товарища Яковлева. Проработав около двух лет, его назначают главным конструктором авиационного завода в городе не Неве.

Начало войны Олег Константинович Антонов встретил в Каунасе, под обстрелами и бомбежками он выбирался из города и спустя два дня добрался до Москвы. И снова авиаконструктору пришлось собирать коллектив и переключаться на проектирование и постройку планеров. Через несколько месяцев создается семиместный планер А-7, сыгравший исключительную роль в снабжении партизанских отрядов.

В начале 1943г. Олег Константинович вновь переходит на работу в ОКБ Яковлева. А в 1945г. ему предлагают должность руководителя в Яковлевском филиале в Новосибирске, где он начинает работу над проектированием самолетов для сельскохозяйственной авиации. И в конце лета 1947г. первый опытный экземпляр самолета-биплана СХА-1 (в последующем Ан-2) сошел со стапелей. Производство Ан-2 решили развернуть на Киевском авиационном заводе. И уже в начале осени 1949г. первый серийный самолет отрывается от взлетной полосы.

С тех пор утекло много воды и построено огромное количество летательных аппаратов с обозначением «Ан», среди которых тот самый легендарный Ан-2 (Кукурузник), Ан-8 и Ан-12, знаменитые на весь мир Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан». И, конечно же венец творения КБ Антонова – Ан-225 «Мрия», который долгое время оставался самым большим самолетом в мире.

И не даром, Олега Константиновича Антонова называют отцом транспортной авиации СССР.